нейропсихология

Нейропсихология – что это? Кому она нужна? Порассуждаем... Нейропсихология - это уникальная, интересная сфера психологической науки, занимающаяся изучением формирования психических процессов в их взаимосвязи с работой мозга.

В задачи детского нейропсихолога входит выявление первопричин тех или иных отклонений в развитии ребенка, причем отклонения эти могут быть как в минус, так и в плюс (не только нарушения, но и одаренность). Нейропсихолог помогает детям с импульсивностью, неусидчивостью, гиперактивностью, имеющим проблемы в обучении, например, в освоении отдельных предметов, быстро устающим и часто болеющим, в его компетенции помочь в построении коррекционных программ для детей с аутизмом, эпилепсией и разными видами задержек психического и речевого развития.

По классическим представлениям, нейропсихолог работает с детьми начиная с 4,5-5 лет, когда созрели практически все основные мозговые механизмы, обеспечивающие развитие произвольных психических функций. Как правило, родители сами видят, что у ребенка, что-то развивается не так, как должно быть. Например, если у ребенка есть трудности запоминания стихов, или он вообще не любит слушать, когда ему читают книги, но зато слишком подвижен и невнимателен - это повод обратиться к специалисту. Если в 6 лет у ребенка, даже при работе с логопедом есть нарушения в звукопроизношении. Если в 7 лет ребенок не может освоить процесс чтения, если в принципе ребенок избегает таких видов деятельности, как рисование, лепка, вырезание из бумаги - это тоже повод обратиться к нейропсихологу. Так как именно эти виды деятельности важны для последующего формирования красивого почерка и грамотного письма, а избегает их ребенок не из-за лени, как иногда думают родители, а потому, что у него есть слабости в работе зон мозга, отвечающих за реализацию данных видов деятельности.

Нейропсихолог - не врач, он диагноз не ставит, а пишет заключение. Для того, чтобы понять причины нарушений в работе психических процессов необходима диагностика, это может быть и единоразовый прием, но для более точного выявления необходимо минимум 2 встречи.

Процедура нейропсихологической диагностики включает в себя ряд проб, исследующих особенности двигательной сферы, внимания, восприятия, работоспособности, памяти, речи, мышления, в школьном возрасте еще письма, чтения и счета. По окончании процедуры, нейропсихолог квалифицирует выявленные симптомы в синдромы и уточняет мозговые механизмы обеспечивающие их.

Чем раньше родитель обратится за помощью, тем больше шансов на успешную коррекцию и компенсацию ослабленных звеньев мозговых систем ребенка. Наибольшей пластичностью мозг обладает до 9 лет, после этого наблюдается период закрепления жестких связей в работе мозговых систем и перестраивать нарушенные звенья становится сложнее.

Например, если в 4 года мы замечаем, что ребенок не любит слушать сказки, не повторяет стишки, в целом хуже воспринимает информацию на слух - это дает основание предположить ослабление височных отделов коры левого полушария. И если в 4-5 лет мы это можем исправить с помощью игровых методов, специально подобранных сенсомоторных упражнений на активизацию слухового восприятия и межполушарного взаимодействия, то эти же проблемы у ребенка в 9 лет приведут к тому, что у него будет страдать освоение письма. Такие дети с трудом пишут диктанты, не могут запомнить простейших текстов, с трудом решают задачи. Вторично это обуславливает проблемы поведенческого характера, когда каждый неуспех в учебе порождает нежелание учиться и негативизм. Чтобы избежать такого рода наслоений, необходимо раннее обращение к нейропсихологу, возможно даже в профилактических целях, например, перед поступлением в школу.

Узнать стоимость

Крылатова Вера Валентиновна,
детский психолог, нейропсихолог,
специалист центра "Биоакор"